![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
|
||||||||||||
|
Тридцать лет с добрым именем «Тор»06.04.16 09:05 Прочтений новости 575 Самара ![]() Головным разработчиком ЗРК «Тор» был определен НИЭМИ МРП Министерства радиопромышленности СССР. Главным конструктором всего комплекса назначили Вениамина Павловича Ефремова. Боевую машину 9А330 создавал Иосиф Матвеевич Дризе, нынешний главный конструктор ЗРК. В разработке боевых машин, ЗУР и средств технического обеспечения принимали участие и многие другие промышленные предприятия Союза. Как только ЗРК приняли на вооружение, начались работы по его модернизации. «Тор» получил индекс «M1» и стал тщательно дорабатываться. В работе принимали участие Научно-исследовательский электромеханический институт Министерства радиопромышленности, производственное объединение «Ижевский электромеханический завод», Кировское машиностроительное производственное объединение, Научно-исследовательский институт средств автоматизации Министерства радиопромышленности, МКБ «Факел» и другие организации. Сначала «Тор» получил второй целевой канал, а его ракеты - боевую часть из материала с повышенными поражающими характеристиками. ЗУР стала сопряжена с боевой машиной модульным способом, а боевая машина - с унифицированным батарейным командирским пунктом «Ранжир». Теперь машинами стало возможно управлять в составе батареи, а зоны и вероятность поражения низколетящих целей значительно увеличились. За годы «Тор» модернизировали несколько раз. Каждое улучшение было связано с развитием средств нападения. Защитник от низколетящих целей и противорадиолокационных средств поражения позже стал решать задачи и по отражению массированных налетов. Затем комплекс сделали четырехканальным, и ЗРК смог поражать сразу 4 цели одновременно. При этом по эффективности поражения целей зарубежных конкурентов у «Тора» нет. Как говорят конструкторы, даже первые модификации ЗРК имели лучшие возможности по уменьшению вероятности промаха при встрече ракеты с целью. Здесь же и экономия боезапаса: «Тор» всегда выпускает в каждую цель по одной ракете, только если поражения не произошло - происходит второй пуск. Другие ЗРК делают залп сразу двумя ракетами по одной цели. Еще «Тор» приобрел некоторые «полезные» черты и особенности конструкции. Так, восемь вертикально расположенных ЗУР в транспортно-пусковом контейнере не только обеспечивают оперативный вертикальный пуск ракет, они еще и защищены от неблагоприятных погодных явлений и поражения осколками бомб. Сегодня оружие для защиты от атаки с неба проектируется и производится на предприятиях АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». АО «ИЭМЗ «Купол» производит и ремонтирует зенитные системы и комплексы малой дальности для прикрытия войск от нападения с воздуха. Зенитный ракетный комплекс «Тор» серии «М2» принят на вооружение нашей страны в 2012 году, точнее его модификация «М2У». Это он может обстреливать одновременно четыре цели четырьмя ракетами, то есть решать задачи, которые раньше решали два комплекса «Тор-Ml». Этот комплекс отличает высокая автоматизация работы, и расчет боевой машины состоит всего из двух человек, командира и оператора. Еще более высокая эффективность, большее количество сопровождаемых целей и возможность легко интегрироваться в другие системы ПВО и управляться вместе с «Буками» и ЗРК дальнего радиуса действия. Серию «М2» изготовили и поставили на шасси четырьмя годами ранее, в 2008-м, а в 2009 году Ижевский электромеханический завод «Купол» представил миру колесный «Тор» в ОАЭ на международной выставке вооружения и военной техники «АЙДЕКС - 2009». «Тор М2К» - это ЗРК на базе шасси Минского завода колесных тягачей. Такая машина достаточно легкая и может развивать скорость до 90 км/ч. Теперь в зависимости от условий контракта «Тор» устанавливается либо на гусеничное шасси высокой проходимости, либо на колесную базу с автоматической коробкой передач. Колесный «Тор», как правило, востребован в странах с разветвленной сетью автодорог. Такое шасси не разрушает покрытие так, как это сделало бы гусеничное. Кондиционер, бортовой компьютер, система спутниковой связи повысили кВ течение нескольких последних лет был разработан и модульный вариант комплекса. По существу создание «Тор-М2КМ» - первый шаг к универсальности ЗРК малой дальности. Такой комплекс способен обеспечить выполнение задач ПВО для тех объектов, которые этого потребуют, даже при условии их удаленности и труднодоступности. Диапазон применения ЗРК очень широк и разнообразен: от крыш небоскребов до крутых скалистых склонов. Его возможно транспортировать по воздуху даже вертолетом грузоподъемностью свыше 15 тонн. Свою эффективность «Тор» неоднократно доказывал испытаниями на полигоне и показными стрельбами и стал одним из самых востребованных средств обороны на рынке вооружений. Например, размещение ЗРС «Тор-Ml» на Кипре в момент остановило провокационные полеты турецкой авиации над островом, а Республика Беларусь для защиты своих воздушных рубежей поставила на боевое дежурство ЗРК «Тор-М2К». Комплексу «Тор» - 30 лет. За эти годы многое произошло в мире. И все это время ЗРК был актуальным. Он и сейчас остается одним из самых эффективных средств обороны. Конструкторы уверяют: возможностей для модернизации еще очень много, потому и в будущем защитник неба с именем бога будет стоять на страже мира в самых разных уголках планеты. Сегодня предприятие «Купол» и его конструкторы во главе с Иосифом Дризе активно работают с ведущими разработчиками и изготовителями кораблей ВМФ России по возможности модернизации боевых кораблей путем замены устаревших корабельных ЗРК на морскую модификацию «Тора». Прорабатывается вариант модификации и для полярных подразделений ВС России, продолжаются работы, направленные на дальнейшее совершенствование ЗРК и повышение его боевых характеристик. В августе 2015 года комплексом была взята еще одна важная «высота» - «Тор» впервые произвел стрельбу в движении. По словам Иосифа Дризе, эта работа еще не завершена. Первые испытания дали положительные результаты. Но, для того чтобы расширить зоны применения на ходу, требуется решить еще ряд задач. Планируется справиться с ними в обозримые сроки, после чего начнется внедрение, и действующие комплексы получат новые возможности. омфортность пребывания экипажа в боевой машине. Комментарии (всего 0)
Другие новости этой рубрики:
10.06.15–09:55 На форуме «АРМИЯ-2015» АО «ИЭМЗ «Купол» представит линейку зенитных ракетных комплексов | 633
|
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Самара является крупным центром в области машиностроения и металлообработки. Портал целиком и полностью посвящен Самаре.
|